Консультация
Проводит С.М. Босова, ст.воспитатель МДОУ д/с 43
Цель консультации. Выработка умений публично позиционировать свои личностные и профессиональные качества.
Основные вопросы.
1. Понятие "самопрезентация".
2. Виды самопрезентации.
3. Формирование имиджа в результате самопрезентации.
4. Деловой этикет - инструмент самопрезентации.
5. Формы самопрезентации.
6. Этапы публичного выступления.
Основные понятия.
Самопрезентация (самоподача, самопредъявление) - это умение направить восприятие аудитории по определённому пути, выгодному оратору.
Самопрезентация - это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.
Имидж - мнение, суждение содержащее оценку и отношение.
Имиджеология - наука, изучающая технологию личностного обаяния.
Харизма - притягивать к себе внимание.
Условия хорошей самопрезентации
-
Провал в подготовке - подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньше, чем Вы уделяете содержанию) форме Вашего выступления - делавым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
-
Ошибок нет - есть практика. только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут Вам найти свой, ункальный стиль публичного говорения.
Алгоритм самопрезентации
-
Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.
-
Выстраивание стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом презентации и временным промежутком её реализации.
-
Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.
-
Реализация "природной самопрезентации" вне контекста "искуственной". Помните, что Вы и есть Ваше лицо, "бренд", "имидж", "фирменный стиль" и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих.
Деловой этикет оратора
Деловой этикет - инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:
-
Обращение со временем начинать заканчивать выступление необходимо вовремя.
-
Чёткое определение темы, плана и регламента выступления.
-
Специальное отведённое время для ответов на вопросы.
-
Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей - показатель мастерства и общей культуры оратора.
-
Комплименты аудитории - часть этикетной культуры. например, в начале выступления можно сказать: "Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как Вы", "Выступать перед Вами - большая честь для меня" и т.п.
-
Речь оратора: стилитика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. однако, в любой аудитории одобряется правильный литературный язык.
Литература
-
Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского искусства, – Казань, 1993 г.
-
Булатова О.С. Педагогический артистизм, - М., Академия, 2001 г.
-
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния, - ЮНИТИ, 1997 г.
-
Горбушина О. Имидж педагога, - ж. Школьный психолог № 8 – 2011 г.
-
Чернухин О.А. Профессиональный педагогический конкурс от «А» до «Я»: опыт участия в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» (электронное методическое пособие). //СМИ «НУМИ» - 2009.
-
Романова И. Диалог взрослых в детском саду, // ж. Дошкольное воспитание №№ 6,7,8,9 – 2011 г.
-
Морева Н. Технология информативного воздействия на слушателя, //ж. Дошкольное воспитание № 5 - 2007 г.
-
Интернет – ресурс «Самопрезентация» Т.Л. Владимировой.
-
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие, - Мн.: Новое знание, 2001 г.
Тезисы
Жизненные ситуации
- «Знаю, а сказать не могу!» - это про Вас. И пока Вы думаете – «поезд уже ушёл»! А Вы остались на одиноком перроне с мысленной жвачкой: «Надо было бы так сказать»! И таких, «ушедших без Вас поездов», очень много.
-
Каждый раз, когда Вам надо что-то сказать на собрании, в кругу коллег, сердце выскакивает от страха и дрожит голос…
-
Вам нужно описать… «Боже, с чего начать?!»
-
Вам необходимо провести презентацию своего опыта работы перед экспертами. От одной мысли, что Вам предстоит 15-минутное выступление, Вам плохо…
Что бы Вы ещё добавили сами?
Виды самопрезентации
- «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. И всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.
«Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией».
Стратегии самопрезентации
Стараться понравиться – такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, т.о., достигается власть обаяния.
Самореклама или самопродвижение человеком своей компетентности даёт власть эксперта.
Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, т.о., достигается власть страха.
Пояснение примером – демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.
Мольба – демонстрация слабости, даёт власть сострадания.
Качества личности успешного педагога
Эмоционально-волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний контроль, позитивный настрой.
Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.
Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлечённость профессией, владение теорией, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтуизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость, здравый смысл.
«Искусство нравиться есть тайна,
которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием,
в обоих случаях достойна уважения и зависти;
в последней дани ей немногие и отказывают»
П.А. Вяземский
Формы самопрезентации
-
Видеопрезентация – видеоролик, представляющий педагога, его достижения, рассказывающий о деятельности педагога вообще или в определённой области.
-
Бумажный вариант портфолио (папка с документами и материалами).
-
Фотопрезентация – фотоальбом, созданный по итогам мероприятия, проекта и т.п.
-
Электронное портфолио – информация о педагоге, размещённая в Интернет-сети.
-
Компьютерная презентация – презентация, созданная с помощью специальной программы (Mikrosoft Power Point).
-
Стендовый доклад – устный доклад, сопровождаемый наглядным материалом.
Этапы подготовки выступления
- Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: «Что говорить?»
- Составление окончательного плана с учётом композиции выступления. Отвечает на вопрос: «В каком порядке говорить?»
- Работа над текстом. Отвечает на вопрос «Как лучше сказать?»
- Усвоение и прогон материала.
Приёмы, помогающие оратору реализовать себя в выступлении
- «Эстафета живой реакции» - приём, предполагающий контакт глаз (оратор находит «доброжелательное лицо» и по ходу выступления постоянно обращается к нему);
- Эмоциональная разрядка – приём, преподносимый в виде загадки, шутки и т.п.;
- Эффект сопереживания помогает в организации скрытой формы диалога, когда выступающий использует фрагменты художественной литературы, изоискусства, музыки, вызывающие определённые чувства аудитории и самого оратора;
- Улыбка – выражение хорошего отношения.
- Апелляция к чувствам слушателей осуществляется, например «Каждому профессионалу ясно, что…», мотивировка должна соответствовать обстановке и рассчитана на конкретных слушателей;
- Комплимент – лестное замечание, похвала;
- Юмор должен быть уместным, снимать психологическую усталость, разряжать обстановку, пояснять излагаемый материал.
Схема анализа выступления
- место и время выступления;
- тема;
- уложился ли в отведённое время;
- удачное в проведении выступления;
- почему я считаю это удачным?
- недостатки в проведении выступления;
- почему возникли?
- выводы (соотношение удач и неудач);
- реакция аудитории, реплики слушателей. Выводы;
- вопросы;
- мои ответы;
- как я сейчас ответил на вопрос, с которым не справился в аудитории?
- оценка выступления в целом;
- моё настроение после выступления, а сейчас?
Советы по подготовке самопрезентации
- Предусмотреть саму форму представления себя и своей работы.
- Что представлять (содержание самопрезентации).
- Написать сценарий своего выступления и прорепетировать его перед зеркалом.
- В первую очередь готовьте текст, а потом – видеоэффекты.
- Мультимедийная презентация визуализирует то, что Вы говорите.
- Помощник для мультимедийной презентации необходим.
- Старайтесь материал излагать диалогично, без категоричных утверждений.
|