Методические консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков самопрезентации у педагогов ДОУ

Консультация

Проводит С.М. Босова, ст.воспитатель МДОУ д/с 43

 

Цель консультации. Выработка умений публично позиционировать свои личностные и профессиональные качества.

 

Основные вопросы.

1. Понятие "самопрезентация".

2. Виды самопрезентации.

3. Формирование имиджа в результате самопрезентации.

4. Деловой этикет - инструмент самопрезентации.

5. Формы самопрезентации.

6. Этапы публичного выступления.  

 

Основные понятия.

Самопрезентация (самоподача, самопредъявление) - это умение направить восприятие аудитории по определённому пути, выгодному оратору.

Самопрезентация - это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

Имидж - мнение, суждение содержащее оценку и отношение.

Имиджеология - наука, изучающая технологию личностного обаяния.

Харизма - притягивать к себе внимание.

 

Условия хорошей самопрезентации

  1. Провал в подготовке - подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание (не меньше, чем Вы уделяете содержанию) форме Вашего выступления - делавым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.

  2. Ошибок нет - есть практика. только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут Вам найти свой, ункальный стиль публичного говорения.

Алгоритм самопрезентации

  1. Анализ потенциальной аудитории, на которую направлен процесс самопрезентации.

  2. Выстраивание стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом презентации и временным промежутком её реализации.

  3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

  4. Реализация "природной самопрезентации" вне контекста "искуственной". Помните, что Вы и есть Ваше лицо, "бренд", "имидж", "фирменный стиль" и все понятия, с этим связанные. И в Ваших руках возможность корректировать, изменять Вас же самих.

Деловой этикет оратора

Деловой этикет - инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявляются в следующем:

  1. Обращение со временем начинать заканчивать выступление необходимо вовремя.

  2. Чёткое определение темы, плана и регламента выступления.

  3. Специальное отведённое время для ответов на вопросы.

  4. Умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей - показатель мастерства и общей культуры оратора.

  5. Комплименты аудитории - часть этикетной культуры. например, в начале выступления можно сказать: "Я рад, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как Вы", "Выступать перед Вами - большая честь для меня" и т.п.

  6. Речь оратора: стилитика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. однако, в любой аудитории одобряется правильный литературный язык.

Литература  

  1. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского искусства, – Казань, 1993 г.

  2. Булатова О.С. Педагогический артистизм, - М., Академия, 2001 г.

  3. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния, - ЮНИТИ, 1997 г.

  4. Горбушина О. Имидж педагога, - ж. Школьный психолог № 8 – 2011 г.

  5. Чернухин О.А. Профессиональный педагогический конкурс от «А» до «Я»: опыт участия в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» (электронное методическое пособие). //СМИ «НУМИ» - 2009.

  6. Романова И. Диалог взрослых в детском саду, // ж. Дошкольное воспитание №№ 6,7,8,9 – 2011 г.

  7. Морева Н. Технология информативного воздействия на слушателя, //ж. Дошкольное воспитание № 5 - 2007 г.

  8. Интернет – ресурс «Самопрезентация» Т.Л. Владимировой.

  9. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие, - Мн.: Новое знание, 2001 г.

Тезисы 

 Жизненные ситуации    

  • «Знаю, а сказать не могу!» - это про Вас. И пока Вы думаете – «поезд уже ушёл»! А Вы остались на одиноком перроне с мысленной жвачкой: «Надо было бы так сказать»! И таких, «ушедших без Вас поездов», очень много.
  • Каждый раз, когда Вам надо что-то сказать на собрании, в кругу коллег, сердце выскакивает от страха и дрожит голос…

  • Вам нужно описать… «Боже, с чего начать?!»

  • Вам необходимо провести презентацию своего опыта работы перед экспертами. От одной мысли, что  Вам предстоит 15-минутное выступление, Вам плохо…

Что бы Вы ещё добавили сами?

Виды самопрезентации  

-      «Природная самопрезентация» свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ. И всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Это природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

«Искусственная самопрезентация», главная цель которой – завоевание лояльности со стороны группы людей, значимой для «презентуемого». Иными словами, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с «потенциальной аудиторией». 

Стратегии самопрезентации    

Стараться понравиться – такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, т.о., достигается власть обаяния.

Самореклама или самопродвижение человеком своей компетентности даёт власть эксперта.

Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, т.о., достигается власть страха.

Пояснение примером – демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.

Мольба – демонстрация слабости, даёт власть сострадания.

Качества личности успешного педагога  

Эмоционально-волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок, уверенность в себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние, доброжелательность, внутренний контроль, позитивный настрой.

Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить, заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность, эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность, открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния, самообразование, понимание себя, увлечённость профессией, владение теорией, работоспособность, спонтанность, рациональность, альтуизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности, высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность, гибкость, здравый смысл.

  

«Искусство нравиться есть тайна,

которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием,

в обоих случаях достойна уважения и зависти;

 в последней дани ей немногие и отказывают»

П.А. Вяземский

 

Формы самопрезентации  

  •  Видеопрезентация – видеоролик, представляющий педагога, его достижения, рассказывающий о деятельности педагога вообще или в определённой области.

  •  Бумажный вариант портфолио (папка с документами и материалами).

  •  Фотопрезентация – фотоальбом, созданный по итогам мероприятия, проекта и т.п.

  • Электронное портфолио – информация о педагоге, размещённая в Интернет-сети.

  • Компьютерная презентация – презентация, созданная с помощью специальной программы (Mikrosoft Power Point).

  • Стендовый доклад – устный доклад, сопровождаемый наглядным материалом.

Этапы подготовки выступления        

-       Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: «Что говорить?»

-      Составление окончательного плана с учётом композиции выступления. Отвечает на вопрос: «В каком порядке говорить?»

-       Работа над текстом. Отвечает на вопрос «Как лучше сказать?»

-       Усвоение и прогон материала.

Приёмы, помогающие оратору реализовать себя в выступлении  

-      «Эстафета живой реакции» - приём, предполагающий контакт глаз (оратор находит «доброжелательное лицо» и по ходу выступления постоянно обращается к нему);

-       Эмоциональная разрядка – приём, преподносимый в виде загадки, шутки и т.п.;

-      Эффект сопереживания помогает в организации скрытой формы диалога, когда выступающий использует фрагменты художественной литературы, изоискусства, музыки, вызывающие определённые чувства аудитории и самого оратора;

-      Улыбка – выражение хорошего отношения.

-      Апелляция к чувствам слушателей осуществляется, например «Каждому профессионалу ясно, что…», мотивировка должна соответствовать обстановке и рассчитана на конкретных слушателей;

-      Комплимент – лестное замечание, похвала;

-      Юмор должен быть уместным, снимать психологическую усталость, разряжать обстановку, пояснять излагаемый материал.  

Схема анализа выступления    

-       место и время выступления;

-       тема;

-       уложился ли в отведённое время;

-       удачное в проведении выступления;

-       почему я считаю это удачным?

-       недостатки в проведении выступления;

-       почему возникли?

-       выводы (соотношение удач и неудач);

-       реакция аудитории, реплики слушателей. Выводы;

-       вопросы;

-       мои ответы;

-       как я сейчас ответил на вопрос, с которым не справился в аудитории?

-       оценка выступления в целом;

-       моё  настроение после выступления, а сейчас?

Советы по подготовке самопрезентации 

-       Предусмотреть саму форму представления себя и своей работы.

-       Что представлять (содержание самопрезентации).

-       Написать сценарий своего выступления и прорепетировать его перед зеркалом.

-       В первую очередь готовьте текст, а потом – видеоэффекты.

-       Мультимедийная презентация визуализирует то, что Вы говорите.

-       Помощник для мультимедийной презентации необходим.

-       Старайтесь материал излагать диалогично, без категоричных утверждений. 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 07.04.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»